в библиотеку привезли учебники
Другая, идущая от ренессанса и барокко, отделяет рамой портала действие на глубинной сцене от зрительного зала. Практика театрального проектирования и строительства последующих эпох, особенно XX в., богата непрекращающимися попытками создания различных форм сценического показа, кроме открытой и глубинной портальной сцен. Здесь прежде всего надо сказать о сцене-арене, подобно цирковой арене со всех сторон окруженной зрителями. Существуют попытки создания кольцевой сцены, охватывающей зрительный зал. Известны и некоторые промежуточные решения сценического узла (например, трехпортальные или панорамные сцены.
Современная техника позволяет добиться трансформации сопряжения сцены со зрительным залом и даже изменения их формы и размеров в зависимости от постановочных нужд. Настойчивые поиски максимально мобильного решения основного сопряженного ядра театра-сцены со зрительным залом характерны для нашей эпохи. В течение более трех столетий портальная сцена получила преобладающее распространение в проектировании и строительстве театров. Целесообразно поэтому начать описание основного сценографического узла с нее и остановиться на ее устройстве более подробно.
Общепризнанное преимущество портальной сцены состоит в том, что она создает наиболее широкие возможности замены декораций, среди которых происходит театральное действие. Спектакль развивается в иллюзорной среде декораций, проще становится применение различных аксессуаров, обостряющих восприятие действия. Портальный проем позволяет при помощи специального огнезащитного занавеса создать необходимую защиту зрителей от пожара на сцене. Недостатком этой системы является ограниченность общения со зрителем, так как действие происходит за порталом, в другой среде, и спектакль воспринимается зрителем как зрелище, в котором он не принимает непосредственного участия.