развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства
Пандусы используются для организации последовательного движения и одновременно осмотра экспозиции. Так, в музее Циолковского в Калуге по периметру главного зала идет пандус. Постепенно спускаясь по пандусу, посетитель осматривает экспозицию, размещенную вдоль пандуса, а также экспонаты, подвешенные в центральном пространстве. Пандус вместе с лифтом применен в музее С. Гуггенхейма в Нью-Йорке - поднявшись на лифте, посетитель затем спускается по виткам пандуса вниз. Целенаправленный график движения и сопутствующий ему маршрут восприятия экспозиции должны быть подчинены функционально-смысловому и идейно-образному решению музейного пространства.
Вспомогательные помещения изолируются от экспозиционных залов и комплекса помещений для посетителей. Задача состоит в том, чтобы сотрудники экспозиционеры могли легко посещать зону экспозиции, а посетители-специалисты попадать в фонды музея и кабинеты научных исследований.
Фондохранилища следует проектировать как своеобразные демонстрационные помещения в соответствии с характером экспонатов и с систематизированным расположением запасных коллекций. Иногда фонды размещаются на одном уровне с экспозиционными залами. При любом варианте необходимо обеспечить удобную транспортировку экспонатов из фондохранилищ в экспозиционную зону. Обслуживание мастерских, фондохранилищ, помещений приема экспонатов и ресторана желательно предусмотреть из служебного двора. Для современного музейного здания характерна открытая пространственная структура, способная легко адаптироваться к изменениям функциональной программы.