Строительные компании
Работы в открытой городской сети с вынесенной в фойе зала буфетной стойкой. В этом случае необходимо предусмотреть, с одной стороны, удобную связь его с помещениями, обслуживающими зрителей (фойе, кулуары), а с другой независимый вход с улицы вестибюль, гардероб и санузлы. Современный цирк как особое зрелище сформировался в основном в XIX в. Вначале в состав представления кроме жанров, присущих цирковому искусству, входила и пантомима.
Объединение в одном зрительном зале двух равноценных демонстрационных площадок, манежа (арены) для собственно циркового представления и глубинной сцены для показа пантомимы послужило основанием для появления сложного типа зрелищного учреждения цирка-театра. Практически это были театры, в которых значительную часть партера занимал цирковой манеж. В середине XIX в. пантомима теряет значение ведущего жанра и действие ее переносится на манеж.
Таким образом, отпадает необходимость в сцене. Здание цирка освобождается от композиционного конфликта между сценой с характерной направленностью зрителей в одну сторону и манежем, окруженным зрителями со всех сторон. На этом же этапе в репертуар цирка вошла воздушная гимнастика, которой потребовалось свое жизненное пространство полусфера перекрытия. Возникает совершенно новый типологический вид сооружения, специфику которого определяет зрительный зал круглой или многоугольной формы с манежем в центре. Зал перекрывается пологим куполом с устройством приспособлений для подвески гимнастической аппаратуры. Таким образом, сооружение строится на ведущей вертикальной оси, что определяется центричной структурой здания.